ДАЙВ ТУРЫ, дайвинг по всему миру
Где: World-wide | Дата: 24.04.2024 | Copyrights © Vladimir Mavrin

Отчет о поездке в Танзанию и на Заназибар. 2-14 января 2014 г. Часть 2. Занзибар.

1. Отчет о наземной части поездки. Часть 1. Танзания.
2. Фотографии Александра Давыдова
3. Фотографии Владимира Маврина
4. Видео. Наземная часть. Серенгети, Нгоро-нгоро, озеро Маньяра.
5. Видео. Подводная часть. Мнемба атолл.

Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре.

2-14 января 2014 года.

Часть 2
Занзибар.

Занзибар! Это слово нам знакомо с детства. «Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре...» И вот, после не самого долгого в моей жизни перелета из Аруши, под крылом самолета на голубой глади Индийского океана показался остров. Занзибар!

Занзибар - это большой остров. Расположен в 35-ти километрах от материка, вытянут с севера на юг, имеет длину порядка 90 километров и ширину около 35 километров. Если быть точным, то Занзибар является архипелагом, в состав которого входит 75 островов. Но размеры основного одноименного острова значительно превышают размеры других островов. Численность населения более 250 тысяч человек, в основном мусульмане, но есть  христиане, индусы и приверженцы африканских культов.

Самолет сделал разворот и пошел на посадку. Получили багаж, погрузились в микроавтобус, и в отель. Аэропорт находится рядом со Стоунтауном (Каменный город) старой столицей Занзибара, дорога проходит через город. Мы сюда еще приедем, за спиртным и на экскурсию. Об этом позже.

Около часа мы осматривали окрестности из окна автобуса пока ехали в отель. По дороге постоянно попадаются деревеньки, много банановых плантаций и манговых деревьев, встречаются поля, похожие на рисовые чеки. Наш автобус съехал с асфальта, немного проехали по грунтовке и въехали на территорию отеля.

Конечно, первое впечатление от отеля Панга Чумви несколько настораживает. Особенно после лоджей в национальных парках Танзании. Мощеных дорожек нет, везде мелкий коралловый песок, кусты ровными рядками не подстрижены. Видно, что территорию убирают, но сверх усилий по облагораживанию не замечается. Номера также простые, изысканной отделки нет. Сейф представляет из себя просто деревянный сундук с навесным замком, даже не прибитый к полу или стене. Когда мы были на континенте в Танзании, то сложилось впечатление, что за вещами нужно следить. Даже водители говорили, что при движении по Аруше нужно окна держать закрытыми, а то ловкое местное население может вырвать фотоаппарат, сумку или телефон. Но потом понимаешь, что вовсе неплохо, когда мягкий песок начинается от ступенек веранды, кругом тишина, только в листьях пальмы запутался легкий бриз и ничто не закрывает вид на безбрежный океан, лежащий за полоской белоснежного, пустынного, песчаного пляжа.

Не слышно анимации и зазывал, не видно толп народу. Все максимально приближено к природе с достаточным комфортом. А ситуация с преступностью на Занзибаре намного лучше чем на материке. Это сложилось исторически, все-таки остров отдельное административное автономное образование и население в 88% случаев мусульмане. Осталось рассказать про питание и закончить описание отеля. Кормили хорошо. Блюда были вкусные, к тому же есть выбор, не шведский стол, все заказывается по меню. В кухне заметна вся смесь культур, которая происходила на протяжении всей истории Занзибара. В блюдах есть и европейские, и азиатские, и арабские, и африканские нотки.

Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.

Пока разместились по номерам и поужинали, стемнело, но мы все равно побежали смывать с себя пыль танзанийских дорог в Индийском океане. На Занзибаре очень сильно заметно влияние приливов и отливов. Был прилив, и мы с наслаждением плескались в теплой воде. Пока купались, прилив продолжался, и мы вовремя выходили из воды, так как полотенца и обувь, оставленные на песке, уже отправлялись в свободное плавание. Предотвратив побег вещей, решили прогуляться по берегу.

В этой части острова отелей очень мало, пляж пустынный, фонарей нет, только луна и россыпь ярких звезд освещают полоску песка. Влажный песок плотный, идти по нему легко. С океана дует чуть теплый ветерок, настроение прекрасное.

Незаметно дошли до ближайшего отеля. Решили его посмотреть. Несколько ступенек, и мы на территории отельного бара, рядом бассейн. Пол выложен кафелем. Все чисто подметено, и только наши песчаные следы портили эту картину. Уже был час ночи. Постояльцы спали, но охранники были на месте. Сперва мы у них попросили спички. Один охранник сбегал и принес спички. Затем поинтересовались, работает ли бар, а то выпитый виски уже выветривался. Бар был закрыт и наше внимание привлек столик с настольными играми. Не спрашивая разрешения, мы сыграли пару партий в домино. Охранники наблюдали за нами, принимая нас за постояльцев их отеля. Но, видать, некоторые сомнения по этому поводу были. И когда народ в одежде пошел купаться в бассейн, они решили этот вопрос прояснить. На вопрос - "Являемся ли мы гостями отеля?" – я, не задумываясь, ответил - "Да!" Но мой ответ не до конца развеял их сомнения. Через пару минут они поинтересовались номером моей комнаты. Я опять же, не задумываясь, ляпнул, что восьмой. Не знаю, есть ли у них такой номер комнаты, но они в замешательстве отошли, продолжая с недоверием наблюдать за нами. Какие же они вежливые и добрые. Но мы решили не испытывать судьбу, к тому же народ уже накупался в бассейне. Весело смеясь и несколько смущенные своей же наглостью, мы дружно удалились в темноту пляжа, оставив охранников в недоумении.

Продолжая весело  обсуждать свое наглое поведение,  мы вернулись  по пляжу в свой отель. Пора было ложиться спать, подъем в полседьмого утра. Нас ждал первый день дайвинга.

Хоть завтрак в отеле официально начинался в семь часов, для нас приготовили пораньше. И вообще, вопрос со временем завтрака, обеда и ужина решался очень гибко. Так как дайвинг привязан ко времени приливов, то и время работы ресторана для нашей компании подстраивали по факту нашего присутствия в отеле.

После завтрака нас ждал трансфер в дайвцентр. Ныряли мы со Скубафиш Занзибар. Хороший дайвцентр. Прокатное снаряжение приличное. Но у нас все свое, и это нам не актуально. Под снаряжение выдают большие сумки, в которые мы все и переложили. Костюмы есть смысл одевать на берегу. Хотя бы до пояса. Погружения в этом дайвцентре организовываются либо с большого зодиака - спидбота, либо с большой деревянной лодки, традиционной для Занзибара. На спидботе быстрее добираться до мест погружений, на лодке комфортнее проводить время между дайвами. Все выходы в море привязаны к приливам. А они в течение суток постоянно смещаются, и каждый день время нашего дайвинга тоже смещалось где-то на один час позже. На Занзибаре очень широкая литораль. Во время отлива она оголяется, и лодки оказываются на берегу. А там, где мелкая часть заканчивается, волны создают сильный прибой, и погрузиться в лодки невозможно. Выходят в море с началом прилива и возвращаются, когда начинается отлив. И еще есть вариант, когда от дайвцентра везут на север острова на автобусе вместе со снаряжением. Так делают, когда время  прилива ближе к обеду. Напротив Мнемба атолла есть намытая волнами песчаная коса. Это место закрыто от волн и есть возможность лодкам подойти с моря. После погружений лодки возвращаются к дайвцентру.

Снаряжение грузится на лодки. Можно самому отнести, если не тяжело, либо стафы отнесут. Собираем и проверяем скубу, выходим в море.

Для нашей группы выделили спидбот, и ныряли мы в основном с него. Только один день мы ныряли с лодки. Я не ожидал от дайвинга на Занзибаре чего-то особенного, но живности хватало. В первый же день нам попалась рифовая белоперая акула, которую вообще не ожидал увидеть. Встречаются черепашки, наполеоны, стайки барабулек и ворчунов, флейты. Много осьминогов, но они не хотели позировать, а прятались в свои домики.

Встретился нам испанский танцор. Интересно было увидеть  хирургов непривычной для меня красивой окраски. Достаточно много голожаберников, филидий и плоских червей.

Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.Сафари в Танзании и дайвинг на Занзибаре. 2-14 января 2014.

На одном из дайвов гид нашел удильщика. Попадаются мурены, я видел трех видов. Вообще, мы с Александром практически никуда не плыли, так как были с фотоаппаратами, а на каждом гребке ласты было, что поснимать. Объектов для съемки было достаточно.

Прозрачность воды хорошая, 20-30 метров. Говорят, бывает даже отличная, под 40-45 метров. Только на юго-восточной стороне атолла, закрытой от волны и течений, было мутновато, видимость метров 15. Эту муть ветром сносит с внутренней части атолла. Место закрытое и здесь делается чекдайв.

Сильных течений не было. Но мы ныряли с южной стороны и юго-восточной. Как сказали гиды, на восточной и северной стороне атолла возможны сильные течения. Но в это время года море не спокойно, ветер разгоняет волны, и нырять там не комфортно. Я совсем уж большой волны не заметил, но местным виднее.

Ночные дайвы с этой стороны Занзибара не проводятся. Опять же из-за приливов и невозможности ночной навигации вдоль берега. Дело в том, что во время прилива лодки не напрямую от берега выходят в море, а только в определенных местах, где поглубже. А до этого места еще доплыть надо по мелкой части, обплывая коралловые образования. Ночью же эти кораллы можно и не увидеть.

В общем дайвинг понравился. Специально ради дайвинга на Занзибар ехать не стоит. А вот как дополнение к наземной программе по национальным паркам Танзании, очень хороший вариант. На Занзибаре можно съездить на экскурсии, но народ решил нырять все дни. Я же решил съездить на Призон Айленд, совместив эту поездку с осмотром столицы Занзибара Стоунтауном. Компанию мне составила Александра.

Специально заказывать такую экскурсию не обязательно. Только такси до города. Выехали мы в город часов в восемь утра. Можно и пораньше, так как выяснилось, что ближе к 12 часам наплыв желающих посмотреть остров увеличивается. К тому же, солнце поднимается выше и под пологом деревьев на острове становится душно. Но мы были на острове уже в 10:30.

На остров надо плыть на лодочке. Найти ее не сложно. Таксист сам подвезет вас к месту, откуда они отчаливают, и даже найдет вам лодочника. Хоть я и сказал таксисту, когда мы вернемся, но, я так понял, он и не собирался никуда уезжать.

Плыть до острова минут 20-25. Посещение острова платное. Касса находится на острове. Сколько что стоило, я точно не помню. Но вся поездка обошлась где-то 75-80 долларов на двоих. Сорок долларов стоило такси в два конца, а остальное - это лодка в два конца, два билета и гид по старой части города. С таксистами можно рассчитываться долларами, а вот остальное лучше в местной валюте. И, конечно, торгуйтесь, где нет фиксированного ценника.

Свое название "Призон Айленд" (тюремный остров) остров получил из-за того, что во времена работорговли сюда свозили живой товар. И здесь они находились до отправки в другие страны. Но есть у него и местное название – Чангу. Что-то не похож этот остров на остров из известной детской песенки. От старой тюрьмы практически ничего не осталось. Всего несколько помещений и стен. Столько ненависти тюрьма вызывала у чернокожего населения.

Главной достопримечательностью острова сейчас являются большие черепахи, завезенные сюда с Сейшелов. Мы приехали на остров сразу после черепашьего завтрака. Черепахи собрались возле кормушки. Но что-то мне подсказывало, что основная масса вообще отсюда не уходит, не смотря на то, что им предоставлена большая территория. На панцире черепах написан их возраст. Есть экземпляры, у которых это число приближалось к двумста.

Понаблюдав за черепахами, мы поняли, что они любят бананы, любят, когда их гладят по голове или чешут шею и любят заниматься сексом. О том, что черепах кормить нельзя, мы прочитали только когда уходили с острова. Но они с таким удовольствием чавкали бананы, что отказать в этом удовольствии им мы не могли.

Секс же, это, судя по всему, единственный вид активной деятельности, которым они занимаются. Причем активный только для самца. Самки же просто ждали окончания этого процесса, раз уж не успели убежать. За время нашего недолгого пребывания мы три раза наблюдали это действо. Но не обязательно видеть, чтобы понять, что где-то черепахи занимаются сексом. Самцы, не стесняясь, сопровождают это такими звуками, что слышно их практически на всем острове.

Получив удовольствие, самец удаляется, ни ласкового слова, ни поцелуя, ни ласк, которых не было и до секса. Становится понятно, почему самкам так нравилось, когда мы их гладили по голове и под подбородком. Они от удовольствия сильно вытягивали шею и полностью поднимались на ногах. Видать это давало им большее наслаждение, чем секс с самцом. Правда, я не совсем уверен, что это были самки.

Кроме черепах на острове живут павлины. Живется им видать не плохо. Выглядят они ухоженными, оперение хорошее, красивое, яркий окрас переливается на солнце. Если бы они еще и пели красиво, но здесь их природа обделила. Эти крики никак пением назвать нельзя.

Еще на острове есть отель. Заборчик и двери сделаны в старом занзибарском стиле. Есть ресторан. Но мы решили перекусить на большой земле, там дешевле.

На осмотр острова у нас ушло чуть больше часа. К тому же солнце поднялось высоко и под деревьями острова стало душно. Сделав на пирсе фотографии на память, поплыли обратно на Занзибар.

Кафешка, в которой мы решили перекусить, расположена там же, откуда ходят лодочки на Призон Айленд. И там же, рядом, находится порт Занзибара, куда приходят паромы из Дар Эс Салама. Зал кафешки открытый, хорошо продувается ветром, с неплохим видом на море. Названа кафешка в честь Фреди Меркури, как и многое в Стоунтауне, на это есть причины. И, похоже, что это единственная более-менее приличная кафешка в этом месте.

Перекусив, мы пошли осматривать старый город. Наш водитель вызвонил нам гида. Стоунтаун Занзибара внесен в список ЮНЕСКО, как объект культурного мирового наследия. Старый город хорошо сохранился и передает атмосферу колониальных времен. Здесь смешались африканская, арабская, азиатская и европейская культуры.

Мы попросили гида показать нам дом, где провел свое детство и юность Фреди Меркури, пока не уехал с острова. А также известные на весь мир занзибарские двери.

В доме Фреди Меркури сейчас гостиница. Какой-либо экспозиции, посвященной этой легенде рока, в доме нет. Только несколько фотографий в окнах первого этажа. На острове мало людей, знакомых с творчеством этого певца. Но многие заведения, ориентированные на туристов, носят его имя.

Сделав несколько фотографий, мы пошли осматривать город. Улочки очень узкие и извилистые. Прелесть узости улочек я понял, когда мы гуляли по ним. Хоть солнце было высоко, но практически везде была тень. А морской бриз гулял по улочкам, даря свою прохладу. Почему-то вспомнилась песня Юрия Антонова - "Пройдусь по абрикосовой, сверну на виноградную и на тенистой улочке я постою в тени..."

Гид показал нам гостиницу, размещенную в старом колониальном доме, затерянном среди улочек Стоун Тауна. Интерес представляла не сама гостиница, а здание. У него имелся совсем маленький внутренний дворик с фонтаном. Здание имеет несколько этажей и, за счет этого, дворик был тенистый, прохладный и даже уютный. Вот такой вот древний кондиционер.

Наибольший интерес для меня представляли оригинальные занзибарские двери.

Свое происхождение двери берут из Индии,  и там они имели практическое  значение. Острые бронзовые шипы защищали дверь от разъяренных слонов. Не знаю, были ли раньше на Занзибаре злые слоны, но сейчас эти шипы носят абсолютно декоративный характер. В дополнение к шипам, многие двери украшены резьбой по дереву.

Там же, в старом городе, находится древний форт, который сейчас, похоже, исполняет роль тюрьмы. А недалеко от форта здание музея. В музей мы не пошли, так как он не создавал впечатления работающего и, тем более, оснащенного кондиционерами. Только сфотографировались на фоне старых пушек. На этом наша экскурсия закончилась, и мы вернулись в свой отель.

Во время максимального отлива интересно прогуляться по литорали почти до самого прибоя. Но надо беречь ноги. В оставшейся воде собираются морские ежи и можно очень неприятно уколоться. Дайверские боты вполне подходящая для такой прогулки обувь. Там же в мелкой воде можно насобирать морских звезд и устроить с ними фотосессию. Получаются очень приятные фотографии.

Вечером нас ждал прощальный ужин. Мы сделали барбекю и попросили стафов на пляже развести костер.

Быстро пролетели 6 дней на Занзибаре. Настал день отъезда. Погода видать тоже расстроилась, что мы уезжаем. С утра набежали тучки, и даже совсем немного покапал дождь. Это был единственный дождик за всю поездку. Но он быстро закончился. Прощальная фотосессия на пляже. Чекаут в отеле. Такси. Аэропорт.

В аэропорту Занзибара самый богатый выбор сувенирной продукции, и, похоже, самый дешевый. А в аэропорту Дар Эс Салама персонал аэропорта попытался развести нас на деньги. При регистрации багажа было заявлено, что есть сбор за каждое место багажа в размере десяти тысяч местных шиллингов (около 7 долларов). Сказал им, что у нас все сборы включены в стоимость билетов. Тогда нам сказали, что в этом случае сбор тысяча шиллингов. Дальше спорить не хотелось, и мы скинулись. Естественно никаких квитанций не выписывали. Вообще, потребительское отношение местного населения к туристам заметно. И заметно это, когда сталкиваешься с местными помимо основной программы своей поездки, на улице, в аэропорту, в общем, в тех местах, где турист сталкивается с обычным местным населением, а не с персоналом отелей в которых проживаешь или с гидами по оплаченной программе. В аэропорту это наиболее заметно. Просто надо быть готовым к этому и, на всякий случай, иметь в кармане мелкие местные деньги. Все это не портит общего впечатления от поездки. Мы увозим с собой калейдоскоп эмоций. Каждый день приносил нам новые краски, раскрывая богатый животный и подводный миры национальных парков Танзании и острова Занзибар. В зале ожидания аэропорта в душе, от того что путешествие заканчивается, потихоньку начинает скрестись тоска. А уже в самолете желание вернуться становится непреодолимым.

До свидания, Танзания! До свидания, Занзибар! И ждите нас в гости опять. Мы скоро вернемся.

Владимир Маврин

1. Отчет о наземной части поездки. Часть 1. Танзания.
2. Фотографии Александра Давыдова
3. Фотографии Владимира Маврина
4. Видео. Наземная часть. Серенгети, Нгоро-нгоро, озеро Маньяра.