ДАЙВ ТУРЫ, дайвинг по всему миру
Где: World-wide | Дата: 21.08.2017 | Copyrights © Vladimir Mavrin

Фото прошлых поездок

Порядок сборки и проверки снаряжения для дайвинга.


Порядок сборки и проверки снаряжения.

Сборка:

1. Проверьте целостность плечевых, грудных, поясных и крепежных пряжек компенсатора плавучести.

2. Намочите ремни крепления баллона.

3. Наденьте компенсатор плавучести на баллон.

4. Выберете слабину крепежного ремня и застегните пряжку.

5. Проверьте, надежно ли закреплен компенсатор плавучести на баллоне.

6. Накиньте страховочную лямку на вентиль.

7. Присоедините регулятор к вентилю баллона.

8. Подсоедините шланг поддува к инфлятору.

Проверка:

1. Откройте вентиль баллона и проверьте давление.

2. Проверьте воздух в баллоне на наличие посторонних запахов.

3. Ртом надуйте воздушную камеру компенсатора плавучести.

4. Кнопкой автоматической подкачки наполните воздушную камеру компенсатора плавучести до срабатывания одного из клапанов.

5. Убедитесь в целостности воздушной камеры компенсатора плавучести.

6. Проверьте работоспособность всех клапанов компенсатора плавучести.

7. Подышите из основного и запасного регулятора.

8. Отсоедините шланг поддува инфлятора от штуцера инфлятора и убедитесь, что из него не выходит воздух. Подсоедините шланг поддува инфлятора обратно.

9. Закройте вентиль баллона и проверьте утечку из системы.

10. Сбросьте остаточное давление до нуля.

11. Проверьте целостность мембраны и работу клапанов выдоха.

12. Ознакомьтесь с имеющимися регулировками на регуляторах. Поставьте их в минимальное положение.

13. Закрепите манометр и запасной регулятор на свои места.

А теперь более подробно.

Сборка:

1. Проверьте целостность плечевых, грудных, поясных и крепежных пряжек компенсатора плавучести.
      Когда вы собираетесь нырять со своим снаряжением или берёте его на прокат, то не поленитесь примерить и осмотреть его. Компенсатор плавучести должен быть вам по размеру, сидеть плотно и не болтаться вверх-вниз и вокруг вас. Если плечевые лямки велики, то во время погружения компенсатор будет сползать наверх, и вы будете биться затылком об регулятор. Если он легко болтается вокруг вас, то во время дайва баллон будет сползать на бок.
      Во время примерки ознакомьтесь со всеми пряжками и проверьте их целостность и работу. На компенсаторах типа "жилет" основными являются плечевые пряжки, а также широкий поясной ремень с "липучкой". Поясная пряжка на "жилетах" не основная, этот ремень служит только для предотвращения расхождения боковинок жилета в стороны. Но она должна быть в наличии и исправной. Особенно в моделях с интегрированной грузовой системой. В этом случае она несет довольно большую нагрузку. Грудная пряжка имеется не на всех моделях компенсаторов. На "стабилизирующих" жилетах плечевые ремни не разъемные и здесь могут находиться только регулирующие пряжки.
      Крепежную пряжку можно проверить, только надев компенсатор на баллон. Не забудьте убедиться в наличии на компенсаторе крепежных элементов для резервного регулятора ("октопуса") и манометра.
      Компенсаторы типа "крыло" - это отдельная история, и если вы выбитаете такой вид компенсатора, то должно быть у вас уже достаточно опыта чтобы разобраться с ним. И ничего нового в этой статье для себя вы найти не должны.

2. Намочите ремни крепления баллона.
      Перед сборкой снаряжения намочите крепежные ремни. Капрон во влажном виде немного растягивается. Не желательно чтобы это произошло в воде, баллон может выскользнуть из крепления. К тому же во влажном виде крепежный ремень будет мягче, и вам будет легче выбирать слабину.

3. Наденьте компенсатор плавучести на баллон.
      Надевая компенсатор на баллон, отрегулируйте высоту посадки. Это нужно для того, чтобы регулятор не бил вам по затылку. С другой стороны баллон не должен сидеть слишком низко. Необходимо отрегулировать уровень так, чтобы вы могли дотянуться до вентиля баллона и открыть его (тучным людям это сделать сложнее).
      Проденьте одну руку под плечевые лямки. Это обозначит уровень плеч. Вторую руку сожмите в кулак и поставьте на вентиль баллона. Кулак не должен быть выше плечевых лямок. Запомните расстояние от начала закругления баллона до крепежного ремня. Потом вы будете ориентироваться только на это расстояние. Но для разных компенсаторов это расстояние будет разным.

4. Выберите слабину крепежного ремня и застегните пряжку.
       Баллонные ремни имеют затягивающие пряжки. Но для надежного закрепления баллона необходимо выбрать всю слабину крепежного ремня. Освободите конец ремня из последнего отверстия пряжки. Потяните за него, выбрав всю слабину. Удерживая ремень, поверните пряжку на 90 градусов, это зафиксирует его. Проденьте конец ремня в последнее отверстие и окончательно поверните пряжку.

5. Проверьте, надежно ли закреплен компенсатор плавучести на баллоне.
     Попробуйте с усилием подвигать крепежную пряжку вверх и вниз, либо спинку компенсатора. Если у вас это легко удалось сделать, то баллон закреплен плохо. Надо это исправить.

6. Накиньте страховочную лямку на вентиль.
      Накиньте страховочную лямку на вентиль. Если баллон выскользнет, то она удержит его у вас за спиной, и баллон не будет вырывать у вас регулятор изо рта, отплывая в сторону.

7. Присоедините регулятор к вентилю баллона.
      При присоединении регулятора вы должны знать, что бывает два стандарта DIN(еще говорят европейский) и YOKE(интернешнл или американский). Соответственно DIN распространен в Европе и Африке, а YOKE в Америке и Юго-восточной Азии. Сейчас большинство производителей вентилей для баллонов выпускают их по стандарту DIN, так как адаптер (переходник) с DIN на YOKE имеет маленький размер и легок в производстве. И все DIN-вентили производители комплектуют адаптерами. Практически во всех дайв-центрах эти адаптеры имеются в достаточном количестве. В тех дайв-центрах, где баллоны с YOKE-вентилями, также должны быть адаптеры с YOKE на DIN, конечно если дайв-центр хороший. Но не лишним будет уточнить, какие вентили использует дайв-центр, от которого вы собираетесь нырять.
      Убедитесь в наличии уплотняющего О-ринга и его целостности. На регуляторах со стандартом крепления DIN, О-ринг расположен на самом регуляторе. На регуляторах со стандартом крепления YOKE, О-ринг расположен на вентиле баллона.
      Чтобы правильно расположить шланги регулятора, возьмите в левую руку шланги основного и запасного регуляторов, а в правую шланги манометра и поддува компенсатора. Поднесите регулятор к вентилю баллона со стороны компенсатора. Оба шланга вторых ступеней окажутся с правой стороны, а шланги манометра и поддува с левой, как и должно быть. Присоедините регулятор.

8. Подсоедините шланг поддува к инфлятору.
     Присоединение шланга поддува инфлятора у вас не должно вызывать трудности. Зажмите шланг тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем) и оттяните муфту конектора большим и указательным пальцами. Удерживая муфту, наденьте коннектор на штуцер инфлятора. Соблюдайте соосность, тогда вы легко подсоедините шланг. Отпустите муфту и потяните за шланг, проверяя правильность подсоединения. Не забудьте расположить шланг вдоль инфлятора в специальных крепежных элементах. На разных моделях компенсаторов крепежные элементы отличаются.

Проверка:

1. Откройте вентиль баллона и проверьте давление.
      Вентиль открывается против часовой стрелки. Перед открытием расположите манометр стеклом к земле, палубе или к баллону. В манометр поступает тоже давление, что в баллоне. И если он имеет повреждения, то стекло может вылететь в лицо вам или окружающим вас людей. Откройте вентиль до конца и поверните на четверть или половину оборота назад. Особое внимание при открытии вентиля обратите на число полных оборотов. Должно быть около трех. Проверьте по манометру давление. Если баллон не полный, возьмите другой.

2. Проверьте воздух в баллоне на наличие посторонних запахов.
      Нажмите на кнопку принудительной подачи воздуха и проверьте выходящий воздух на наличие посторонних запахов. Если в компрессоре давно не меняли фильтры, то будет присутствовать запах машинного масла. Таким воздухом дышать нельзя. Возьмите другой баллон или потребуйте смены фильтров в компрессоре и перезабивки баллонов. Но иногда это не помогает, это значит, что в баллон попало масло и его надо промыть. Если у вас новый регулятор, то может быть слабый запах резины, он довольно быстро выветривается из шлангов. При сомнениях обратитесь к инструктору.

3. Ртом надуйте воздушную камеру компенсатора плавучести.
      Надувая ртом компенсатор, вы знакомитесь с кнопкой ручной подкачки. Её расположением и с каким усилием надо нажимать. При вдувании воздуха в компенсатор он не должен выходить мимо из-под кнопки. Ручная подкачка может вам пригодиться при выходе из строя автоматической. Наиболее опасна ситуация, когда воздух постоянно поступает в компенсатор. Вас начинает бесконтрольно выкидывать на поверхность, что чревато баротравмами или декомпрессионным заболеванием. Вы должны принять все меры для обеспечения безопасного всплытия. Используя клапана, стравить воздух из компенсатора и отсоединить шланг поддува от штуцера инфлятора. Продолжить дайв на ручной подкачке. И именно для этого вы вручную надуваете жилет во время проверки. Как туго нажимается кнопка, её расположение и с каким усилием надо вдувать воздух не должно быть для вас сюрпризом.

4. Кнопкой автоматической подкачки наполните воздушную камеру компенсатора плавучести до срабатывания одного из клапанов.
      Наполняя компенсатор автоматической подкачкой, вы проверяете ее исправность, расположение и усилие нажима. Надуваете воздушную камеру до срабатывания одного из клапанов. Не важно какого. Это дает вам уверенность в том, что если на поверхности вы перекачаете компенсатор, то лишний воздух выйдет через один из клапанов, а не порвет воздушную камеру.

5. Убедитесь в целостности воздушной камеры компенсатора плавучести.
      Некоторое время, секунд 10,  наблюдаем за воздушной камерой. Она должна оставаться наполненной, а не опадать.

6. Проверьте работоспособность всех клапанов компенсатора плавучести.
      Проверьте работоспособность всех стравливающих клапанов. Потяните каждый клапан, выпуская немного воздуха. Это должно происходить без усилия. На этом этапе вы также знакомитесь с расположением клапанов. Обычно имеется клапан на правом плече, снизу на спине справа и на левом плече, с которым конструктивно совмещен инфлятор. Но общее количество клапанов зависит от модели компенсатора.

7. Подышите из основного и запасного регулятора.
      Дышим из основного и запасного легочного аппарата. Всегда начинайте с выдоха, это должно быть у дайвера рефлекторно, вставил регулятор в рот - выдохнул. В регуляторе может остаться немного воды, даже если вы находитесь на суше или боте, и при вдохе она может попасть вам в дыхательные пути. Сделав выдох, вы очищаете его от воды. Дыхание из вторых ступеней должно быть легким, без затруднения. Сделайте пару энергичных вдохов и одновременно нажмите на кнопку принудительной подачи воздуха на втором регуляторе, контролирую при этом стрелку манометра. Стрелка не должна заметно отклоняться. Если стрелка "скачет", то это говорит о том, что воздух с затруднением проходит из баллона в первую ступень регулятора. Это может свидетельствовать либо о засоренности фильтра первой ступени,  либо о неисправности вентиля (открывается не полностью), либо засорилась окислами предохранительная трубка вентиля баллона (расположена внутри баллона). Если стрелка "скачет" при полном баллоне, то к концу дайва вы будете испытывать затруднение дыхания, а стрелка на вдохе может падать до нуля.

8. Отсоедините шланг поддува инфлятора от штуцера инфлятора и убедитесь, что из него не выходит воздух. Подсоедините шланг поддува инфлятора обратно.
      Отсоединяя шланг поддува компенсатора, когда система находится под давлением, вы проверяете исправность перекрывающего ниппеля в шланге поддува. Из шланга не должен выходить воздух. Скидывание шланга поддува под водой необходимо при выходе из строя автоматической подкачки, когда воздух постоянно поступает в компенсатор (смотрите п.3 порядка проверки). Снятие шланга поддува под давлением в системе может быть несколько затруднительно. Нужно сделать следующее. Освободите шланг из крепежных элементов на инфляторе. Обхватите его тремя пальцами (мизинцем, безымянным и средним). Подайте шланг поддува вперед, как бы сильнее одевая его на штуцер, выбирая миллиметровый зазор. Большим и указательным пальцами оттяните муфту, она должна легко отойти назад. Снимите шланг со штуцера, удерживая муфту. Если делаете все правильно, то шланг легко отсоединяется, так как давление в системе само скидывает его. В момент отсоединения выходит немного воздуха. Но когда шланг снят, воздух не должен выходить.
      Надевается шланг также как и при сборке снаряжения (смотрите п.8 сборки снаряжения), но вам придется приложить немного усилия для преодоления сопротивления, которое создает давление в системе. Хотя оно не такое большое, чтобы вы не смогли это сделать.
      Если запирающий ниппель неисправен, то при скидывании шланга поддува из него будет бурно выходить воздух. Вам придется совершать всплытие, а если это было ближе к концу дайва, то может просто не хватить воздуха на остановку безопасности. Лучше эту ситуацию предотвратить изначально.

9. Закройте вентиль баллона и проверьте утечку из системы.
      Проверка герметичности системы (утечки). Все соединения в системе имеют кольцевые уплотнители (О-ринги). При эксплуатации они постепенно изнашиваются, и герметичность может быть нарушена, особенно в подвижных соединениях. Многие дайверы пытаются определить утечку "на слух". Это неправильно. Вокруг вас может быть шумно, и вы просто ничего не услышите. Для проверки герметичности надо закрыть вентиль баллона, контролируя при этом стрелку манометра. В течение 15-20 секунд смотрим на манометр. За это время стрелка не должна упасть больше чем на 2-3 деления (20-30 Бар). Если стрелка упала больше чем на 30 бар, то нужно устранить причину. Лучше обратиться к инструктору, мест возможных утечек много. Если же стрелка падает в пределах нормы, то это говорит о том, что пора заняться техническим обслуживанием регулятора. За весь дайв воздуха, который потеряется, не наберется больше чем на 2-3 вдоха. Это не критично. Но также скажите об этом инструктору, он дополнительно осмотрит ваше снаряжение.
      Когда мы закрываем вентиль баллона, то между вентилем и регулятором, в шланге высокого давления и в камере высокого давления регулятора остается воздух под высоким давлением. Этот объем очень маленький и если есть утечка, то давление в этом объеме очень быстро падает, что вы можете видеть по показаниям манометра. Попробуйте как-нибудь при закрытом вентиле слегка нажать на байпасную кнопку регулятора (кнопка принудительной подачи воздуха во вторую ступень регулятора). Нажмите так, чтобы выходящий воздух было еле слышно. На манометре вы увидите, как быстро падает давление, и это действительно очень быстро.

10. Сбросьте остаточное давление до нуля.
      Нажав байапасную кнопку регулятора, сбросьте остаточное давление, контролируя при этом показания манометра. Кнопку удерживайте и не отпускайте, пока стрелка манометра не упадет до ноля. Она должна падать плавно, не останавливаясь на промежуточных значениях. Если стрелка манометра останавливается, движется рывками, то это говорит о его неисправности. При погружении стрелка может остановиться на каком-то значении, а на самом деле давление в баллоне значительно меньше.
      Убедитесь, что стрелка манометра упала до нуля. Шкала манометра может быть сбита. Если стрелка остановилась на 10-20 барах, то просто отнимайте эту погрешность от показаний манометра, когда контролируете давление под водой. При больших погрешностях поменяйте манометр. С другой стороны никогда не допускайте полного опустошения баллона, выходите на поверхность с минимальным давлением в 30 бар.
      Не следует оставлять собранное снаряжение под давлением. Открывайте вентиль уже после брифинга, когда вы собираетесь на дайв. Под давлением пружина регулятора находится в сжатом состоянии, что приводит ее некоторому износу. Может теряться ее упругость, что со временем потребует регулировки установочного давления. Также шланги высокого давления напряжены и, при неаккуратной транспортировке либо ударе по нему, может произойти повреждение.

11. Проверьте целостность мембраны и работу клапанов выдоха.
      Когда система под давлением, и мы дышим из основного и запасного регуляторов, то мы не можем с уверенностью сказать, откуда поступает воздух - из шланга или извне, с атмосферы. Когда же мы скинули остаточное давление, то мы точно знаем, что из шланга воздух поступать не будет. Пробуем дышать из основного и запасного регуляторов. Начинаем как всегда с выдоха. Выдохнуть можем, вдохнуть нет. Это говорит о целостности мембраны, загубника и исправности клапанов выдоха. Если при вдохе воздух будет поступать в регулятор, то он поступает не из шланга, а из атмосферы. Значит, при погружении на каждом вдохе вода будет попадать в регулятор. А если повреждена мембрана, то регулятор может перестать автоматически подавать воздух на вдохе, только при нажатии кнопки принудительной подачи. Погружаться нельзя. Обратитесь к инструктору и укажите на проблему.

12. Ознакомьтесь с имеющимися регулировками на дыхательных автоматах. Поставьте их в минимальное положение.
      Ознакомьтесь с имеющимися регулировками на основной и запасной вторых ступенях регулятора, облегчающих дыхание. Их расположение и усилие, с которым они крутятся, не должны быть для вас сюрпризом. Посмотрите, в какую сторону увеличивается (+) и уменьшается (-) поток воздуха. Поставьте регулировки в минус. Это никак не влияет на расход воздуха. Регулировки, облегчающие дыхание, бывают двух типов. Первая просто регулирует усилие удерживающей клапан пружины. Вторая основана на эффекте Вентрути или еще говорят инжектирования. На регуляторе могут быть обе регулировки, только одна из них, либо без регулировок (обычно на октопусах).
      Какие регулировки на вашем регуляторе определить очень легко. При вращении регулировки усилия пружины она позволяет сделать порядка 3-4 полных оборотов. Регулировка эффекта Вентури похожа на переключатель Вкл/Выкл. Угол его поворота около 90 градусов.
      Когда мы делаем вдох, то мышцами легких должны совершить определенную работу для открытия клапана. И на протяжении вдоха удерживаем клапан в открытом состоянии тоже за счет работы мышц легких. Пока мы находимся в спокойном состоянии, наше дыхание не сбито и глубина погружения небольшая, то мышцы легких легко справляются с этой работой. Но когда наше дыхание сбито, то даже небольшое лишнее усилие на вдох становится заметным. При глубоких погружениях плотность воздуха от давления увеличивается и вам становится труднее его вдыхать. Для облегчения дыхания вы можете повернуть регулировки в "+". Этим вы поможете себе и психологически и физически, избежите паники. Зная, что регулировки у вас стояли в минусе, вы одним движением переводите их в плюс. При этом вам не надо доставать регулятор изо рта.
      Особенно обратите внимание на регулировки на октопусе. Если они будут в максимальной позиции, то даже при легком сотрясении из него может начать свободно выходить воздух, что приведет к ненужной его потери. Такое может произойти и под водой.

13. Закрепите манометр и запасной регулятор на свои места.
      Следите за тем, чтобы манометр и октопус были закреплены. Свободно болтающиеся части снаряжения часто зацепляются за кораллы, камни и выступающие части затонувших объектов. Это может привести к повреждению снаряжения и потере воздуха. С другой стороны зацепившееся снаряжение ломает кораллы и наносит вред подводному миру.

Комментарии  

 
0 #2 Владимир 27.07.2014 09:01
Цитирую Юлия Михайловна:
Замечательная статья, подробно, и ничего лишнего. Ещё бы (для особо одаренных) порядок продевания крепежного ремня в пряжку на компенсаторе. На пряжке выбиты цифры 1,2,3 рядом с каждым отверстием. Все логично, ремень идет в противоход...Но я каждый раз вспоминаю минут 20. Если только я столкнулась с этой печалью, то прошу ответить мне лично в почту. Просто 312 или 321, или как? Спасибо!

Обычно не просто цифры нанесены, но еще и стрелка стоит в какую щель продевать ремень. Либо сама цифра смещена к соответствующей щели. А порядок прямой 1,2,3,4. Еще на компенсаторе можно иногда найти картинку со схемой продевания ремня.
Цитировать
 
 
0 #1 Юлия Михайловна 27.07.2014 07:39
Замечательная статья, подробно, и ничего лишнего. Ещё бы (для особо одаренных) порядок продевания крепежного ремня в пряжку на компенсаторе. На пряжке выбиты цифры 1,2,3 рядом с каждым отверстием. Все логично, ремень идет в противоход...Но я каждый раз вспоминаю минут 20. Если только я столкнулась с этой печалью, то прошу ответить мне лично в почту. Просто 312 или 321, или как? Спасибо!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить